Рабочая трибуна. 2013. 29 октября.
Наша удивительная Улан-Хада
16 сентября 2013 года в Хилокском районе встречали группу представителей IV международной научной конференции "Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири". Сама конференция поначалу проходила в Чите, а затем организаторы разделили участников на две группы, разъехавшиеся в разные концы Забайкальского края для знакомства с археологическими и этнографическими памятниками. Таким образом, было задумано не только принести пользу для чистой науки, но и создать положительный, как сейчас говорят, имидж нашего региона.
Наш район, по общим отзывам, не ударил лицом в грязь. Возле бывшего села Дуты администрацией района и с. Хилогосон, а также другими учреждениями города была устроена торжественная встреча. В ней принимали участие работники МСКО и центра «Баяр-Хила».
Делегации из 35 ученых из Российской Федерации, Японии, США, Монголии и Китая морозным утром вручили хлеб-соль и хадак, а каждому участнику сувениры: по 2 буклета и своеобразную «куклу в конусе». В бурятской юрте гости с удовольствием получали горячий чай и стряпанные изделия, отдыхали после длительной дороги, обменивались мнениями. Тут мы встретились с двумя археологами, с которыми в 1996 году раскапывали археологический памятник Мастеров Ключ возле Гыршелуна. Когда-то вплотную занимавшийся Хилокским районом М.Н. Мещерин теперь живёт под Москвой и изучает археологические памятники Центральной России. Иен Бувит проживает в городе Элленсберг (штат Вашингтон), преподаёт в университете и занимается, в основном, изучением Аляски.
После перерыва вся делегация в сопровождении хилокчан поехала осматривать достопримечательность, о которой большинству жителей района до сих пор почти ничего не известно.
Дело в том, что у нас, помимо древнего святилища Гыршелунского камня, имеется ещё один комплекс подобного назначения. В 5 км от федеральной трассы, на берегу реки Арей возвышается группа скал. Наши древние предки выбрали это место в целях совершения обрядов очень давно. По крайней мере, сохранившиеся здесь петроглифы выполнены примерно 4-5 тыс. лет назад, в эпоху позднего неолита или раннего бронзового века. Для современной науки их открыл в 1996 году отряд Чикойской археологической экспедиции, дав всему комплексу название «Шаман-Гора». С тех пор это название стало общепринятым в учёной среде и средствах массовой информации.
Для проживавших неподалёку бурят древние рисунки не составляли большой тайны, а само место называется «Улан-Хада» (по-бурятски «Красная Гора»). Подобным названием население отметило назначение этого урочища, являвшимся когда-то важным святилищем. Жители Хилогосона даже сохранили в памяти предание о том, что возле скал Улан-Хады проживал буддийский монах, охранявший покой чужих богов.
Напрашивается вопрос - как же именовать этот памятник древности? Ответ прост. Современное население центральной части Хилокского района вот уже многие десятилетия называет «Шаманом» горный массив между Гыршелуном и Хушенгой. Поэтому, чтобы не сбивать с толку земляков, мы вслед за жителями Хилогосона называем урочище с петроглифами прежним именем – «Улан-Хада». Стоит заметить, что такое название встречается в других местностях Забайкалья, но в нашем районе оно очень редко.
А вот за пределами Хилокского района уместно говорить о «Шаман-Горе».
Что же можно увидеть на Улан-Хаде? Во-первых, это живописное место, откуда открывается вид на долины рек Арей и Хангил, на вершины Малханского хребта. Читинскими учёными давно ставился вопрос о создании здесь охраняемого памятника, заказника или особо охраняемой природной территории.
Во-вторых, комплекс Улан-Хады включает несколько скал с изображениями, сделанными в разные эпохи. На одной из скал в гроте на вертикальной гранитной плоскости размером 3х2 метра изображёны более 40 копытных (предположительно, это бизоны), 7 человечков и собака. Фигуры выполнены контурами, но передняя часть тел покрашена. Вся композиция представляет яркий сюжет из жизни древнего человека с такой плотностью и размером рисунков, что равного ему нет, как считается, во всей Сибири. Отдельные учёные сравнивают изображения Улан-Хады со знаменитыми рисунками пещеры Альтамира в Испании.
Помимо плоскости, на нескольких соседних скалах тоже есть петроглифы. Примечательно, что во всех групповых рисунках присутствуют, предположительно, шаманы. Наконец, перед гротом с большим изображением найден жертвенник с орудиями труда, поднесёнными в своё время богам.
Вот с каким памятником древности познакомил гостей района доктор исторических наук М.В. Константинов, возглавлявший делегацию учёных.
Насмотревшись на уникальные рисунки и вдоволь насладившись красотой местности, участники проследовали в Красночикойский район.
Итак, у нас под боком имеются уникальные рисунки Улан-Хады, которые может свободно увидеть каждый. Для справки – пещеру Альтамира могут посетить всего 20 человек в день (!). Пора задуматься об использовании нашей достопримечательности в познавательных, воспитательных и иных добрых целях.
Обязательное условие осмотра Улан-Хады – достойное поведение. Между тем кто-то уже не выполняет элементарных правил. Отдельные сосны над скалами были спилены лет 6-7 назад. Прямо здесь же разводят костры, нарушая тишину и уединение, оставляют мусор. Невозможно представить, что всё это могло бы совершаться возле православного храма, буддийского дугана или мечети? Чем же хуже или слабее древние боги?
Природные ритуальные места раньше считались закрытыми для свободного доступа. Веками вырабатывались правила поведения посетителей для сохранения информационного содержания данного места.
Из-за аномальной напряженности физических полей неизвестно, какую именно информацию несут такие объекты и как они воздействуют на неподготовленного человека (того самого буддийского монаха, например, посещали видения Улан-Хады). В любые культовые места люди должны приходить с чистыми мыслями и намерениями, и желательно небольшими группами, соблюдая соответствующие традиции. Только в таком случае можно рассчитывать на положительный результат от пребывания на подобном месте и не навлечь на себя «гнев духов».
В. Петров
Примечание автора
В 2021 году зафиксировано увеличение посещений Улан-Хады, и тропинка к гроту становится всё более протоптанной. Просим внимательно отнестись к правилам поведения в подобных местах