Zast11

Домовая резьба г. Хилок. Ч.1

Рабочая трибуна. Городские вести. 2006. 25 декабря.

«Деревянное узорочье Хилка». Ч.1

«Жило-было окно без узоров. Ему всегда было грустно, что нет на нём красивых украшений. Как-то раз мимо проходил мастер, а окно в это время плакало. Мастер пожалел его, и решил подарить ему узор, излучающий радость и тепло, любовь и доброту, чистоту и надёжность». Так начинается одно из сочинений учащейся детской художественной школы, посвящённое описанию оконных наличников Хилка.

Жители нашего города, особенно Нагорной его части, не раз, наверное, видели группы ребят на своих улицах. Дети рассматривали, зарисовывали, фотографировали дома, наличники, ограды. Пользуясь случаем, хочется выразить глубокую благодарность хозяевам усадеб за внимание, доброжелательность и неравнодушие к нашей работе. Мы рассказывали, что занимаемся изучением Хилокской домовой резьбы и мечтаем подготовить материал для большой красивой книги «Деревянное узорочье Хилка». Издание упирается, как всегда, в финансовый вопрос, а нам очень хочется поделиться результатами наших исследований. Мы торопимся это сделать, потому что улицы и дома нашего города стремительно и безвозвратно теряют свой облик и душу. На эту потерю часто никто не обращает внимания, потому что не знает её цены.

Многие ли задумывались над тем, почему узоры наших домов, при всём своём разнообразии, так похожи? Почему они располагаются на строго определённых местах? Почему ни один дом не обходился хотя бы без простого узора? Давайте отправимся в глубокую древность, потому что именно там скрыты ответы на наши вопросы.

К первобытным временам относятся археологические находки, на которых солнце изображалось в виде круга, вода – волнистой или зигзагообразной линией, огонь – косым крестом, земля – квадратом.

Узоры из ромбов пришли к нам со среза кости мамонта. Этот вывод сделали палеонтологи. Вероятно, поэтому ромб вошёл в искусство как знак силы, богатства и плодородия. Упрощённые, схематические изображения животных с рисунков первобытных людей также перешли в наши узоры.

Из древнего общества появляется и «ящер» - владыка подземно-подводного мира, опасного для человека. Его угловатая голова хорошо видна на амулетах, которым не одна тысяча лет.

Несколько позже возникает изображение Древа Жизни в виде фантастического дерева или цветка. Этот символ жизненной силы, пронизывающей весь мир станет одним из самых любимых у мастеров.

Особым почитанием пользовались изображения женских божеств: «Матери всех зверей» - у скотоводов и охотников, «Рожаниц» (богинь плодородия) – у земледельцев.

Мы видим, что древнейшие узоры отражали силы и явления природы, от которых зависела жизнь человека. Но не только. Современные психологи пришли к выводу, что образы народного искусства заложены глубоко в подсознании человека. Эти образы оказывают огромное благотворное влияние на нашу психику и способствуют духовному развитию. Они интуитивно формируют взгляды на мир и определяют высокую цель человеческой жизни.

Строение мира и роль в нём человека определялись построением узоров на различных предметах, в том числе и на оконных наличниках. При этом, учёными было выделено две основные схемы: первая показывала взгляды на мир земледельцев, вторая – охотников и скотоводов. Обе они встречаются в нашем городе.

У земледельцев на наличниках окон всегда присутствует небо в виде купола, шатра или горы. "Еду на гору высокую, далёкую, по облакам и водам, а на горе высокой стоит терем боярский, а во тереме боярском сидит красная девица ( Заря)."- рассказывает нам один из заговоров. Выражение же "Шатёр небес" хорошо известно из поэзии. Употребление множественного числа в слове "небеса" подчёркивает, что их несколько. Словосочетания "третье небо", "седьмое небо" употребляются до настоящего времени.

Эти ступеньки небес можно также видеть на наличниках (ул. Чкалова 30, ул. Ленина 53). На самой верхней "ступени", по обеим сторонам небосвода размещались две женские фигуры, иногда чётко видимые, иногда изменённые до неузнаваемости, а иногда заменённые символами солнца, плодородия или растительности (ул. Рабочая 20, ул. Коммунальная 57). По предположению учёных, это две Рожаницы, две древние богини плодовитости и плодородия, которым на русском Севере поклонялись до 18 века. В народных же обрядовых песнях до настоящего времени звучат имена Лады и Лели.   

Нам хорошо знакомо ещё одно выражение: "разверзлись хляби небесные". Так именовались запасы небесной влаги, проливавшиеся на землю дождём. Наши предки помещали их выше солнца и луны, от которых они отделялись ещё одной ступенью "твердью небесной". "Хляби," в виде волнистых или зигзагообразных линий в несколько рядов представлены на наличниках домов по ул. Хлуднева 9, ул. Рабочая 24, ул. Чкалова 8 и др.

1 Khludnew 9

"Хляби небесные". Дом № 9 по ул. Хлуднева. Фото автора 2001 г.

 

От дождя зависел урожай земледельца, и тот с любовью и надеждой изображал глубину небесной влаги. В волнах он иногда помещал кружочки капель или "сердечки" семян, подчёркивая тем самым плодоносную силу дождя

 

 

C. Петрова, преподаватель ДХШ

 

Группа ВКонтакте

Рейтинг@Mail.ru