Рабочая трибуна. 2013. 16 июля.
Следы предков
Хилокский краеведческий музей в прошлые годы неоднократно публиковал материалы, связанные с топонимикой (наукой о географических названиях) Хилокского района. В них говорилось о священном характере долины реки Хилок и её притоков. Разведочные экспедиции 2011-2012 годов позволили проверить переводы названий и установить характер некоторых обрядов, совершавшихся в древности.
Часть 1. И снова Хёлого-хатан…
Три года назад мы публиковали подробный материал, объясняющий происхождение названия реки Хилок. Но за давностью времени многое забылось. Поэтому вначале мы повторим некоторые прежние выводы, дополнив их новыми материалами.
Все исследователи считают название реки Хилок русским по происхождению. Появление его на географических картах некоторые связывают с прозвищем всесильных Сибирских воевод 17 века князей Хилковых. Однако, современное название – это русифицированная форма древнего наименования реки, которое передаётся в отписках русских землепроходцев словами "Килка" и "Хилка".
Толкование этих понятий давно привлекало внимание учёных. Существуют три основных их объяснения: от эвенкийских слов «килгэ» - брусок, точильный камень и «хола» - река, берущая начало из озера, а также от бурятского «хилэ» - граница. Все эти слова схожи по звучанию и произошли, скорее всего, от единого древнего понятия. Поиск этой единой древней основы и стал нашей задачей.
В летописях хоринских бурят река упомянута в форме «Хёлго». В легендах и песнях это имя произносится с глубоким уважением: Белая (Светлая, Чистая, Священная) Хёлого-хатан, Хёлого-эжин, Хёлого-хатан эхэ. Обращения «хатан» - «госпожа», «эжин» – «дух-хозяин местности», «эхэ» - «матушка» заставили нас обратиться к древней мифологии.
Выяснилось, что слова, схожие по звучанию с именем нашей реки, есть во многих языках мира: хейлиг, хайлага, хейль, холи. И везде они имеют схожее значение – священный. Учёные считают, что понятия одинаковые в разных языках берут своё начало в едином древнем праязыке всех народов, существовавшем несколько тысяч лет назад. Древнейший общий корень «хё» означал «жертвоприношение», и все слова с этим корнем носили священный характер. Любая жертва соединяла людей и мир духов.
Примечательно, что в бурятском шаманизме конь, приносимый в жертву в день похорон и переправлявший душу умершего человека в мир мёртвых, именовался «хойлго». «Хойлго» именовался и сам этот обряд. Священный корень «Хё» содержало у древних народов и название мира умерших - «Хель».
К этим же значениям восходит ещё одно очень важное понятие – «холиг». Оно обозначало священную, запретную, охраняемую территорию: территорию, где властвуют духи. И это понятие тоже родственно названию нашей реки.
Всё это позволяет нам говорить о том, что долина реки Хилок (древней Хёлого) была связана с миром духов и считалась священной территорией.
Но кто же тогда наша красавица Хёлого? В древней мифологии у разных народов существовали предания о Хозяйке мира усопших. Именовали её то Хельга, то Холле, то Хольда. В одних сказаниях она предстаёт безобразной старухой, стерегущей селения мертвецов. В других – появляется в облике прекрасной женщины, одетой в белоснежное платье, которая бережёт души младенцев, одаряет счастьем и богатством тех, кто этого достоин. В таком облике она именовалась Белой Богиней, что и отразилось в бурятских песнях. Таким образом, Сагаан Хёлого-хатан (Белая госпожа Хёлого) имела два облика: владычицы смерти и покровительницы жизни.
Уже после публикации в 2009 году статьи «Красавица Хёлого-хатан» жители двух населённых пунктов района независимо друг от друга рассказали о прекрасной женщине в белоснежном платье, иногда появляющейся у реки.
Не будем всё поспешно считать суевериями. Научные открытия последних лет показали, что вода ведёт себя как живая субстанция, она имеет память, может хранить информацию, передавать её людям и всем объектам, содержащим воду. Кто знает, какие молитвы звучали над нашей рекой, какие обряды совершались… Может они и сформировали в памяти реки образ Белой Госпожи, способной являться людям? Не случайно философы-мистики утверждают, что священное, намоленное место становится живым существом.
К нашему счастью, является Хозяйка реки пока в своём прекрасном облике. Может быть, это призыв к возрождению? По древним поверьям, человек, при желании, мог полностью изменить свою жизнь и даже заслужить бессмертие.
В первой части статьи мы напомнили, что древнее название нашей реки – Хёлого, свидетельствует о священном характере её долины и связано с представлениями о мире усопших и его хозяйке – Белой Богине. Через её царство проходил путь к новому рождению.
С. Петрова