Самолёт, который потерпел катастрофу возле г. Хилок, до сих пор иногда называют "дуглас" или, реже, "боинг". На самом деле, это машина производства фирмы «Норт Америкен» (г. Инглвуд, штат Калифорния). Опытный образец поднялся в воздух в начале 1939 года, а серийное производство "B-25 Mitchell" началось в 1940 году.
Б-25Ц (англ. B-25с), упавший в наших горах, был выпущен весной 1942 года и поставлен в СССР по ленд-лизу в начале 1943 года по перегоночной трассе «АЛСИБ», то есть через Аляску и Сибирь. Его бортовой номер имел семь цифр и выглядел так: 41-12984. Но так как первую цифру на оперении обычно не писали, то оставшиеся шесть знаков - 112984 (см. фото ниже), очевидно, указывались в части документации, как истинный номер самолёта.
По-видимому, уже в США эта машина была переоборудована под военно-транспортный самолёт и в СССР числилась в 396 оапон (отдельного авиационного полка особого назначения). На вооружении была сохранена верхняя турель «Бендикс» А-5 с двумя 12,7 мм пулемётами Браунинг-Кольт М2, а также 7,62 мм пулемёт Браунинг М2 в кабине бомбардира с тремя гнёздами для «яблок» шаровых опор.
Подробные сведения о машине Б-25 взяты из журнала "Авиаколлекция". Автор данного специального выпуска Владимир Ростиславович Котельников (г. Москва) внёс поправку в номерное обозначение, а также сообщил нам сведения о маршруте перевода в СССР упавшего под Хилком самолёта.
Обложка журнала. Обращает на себя внимание шестизначный номер самолёта.
Боковые проекции Б-25Ц.
Цветной рисунок - С. Игнатьев. Чертёж - В.В. Золотов, С.М. Соловьёв и В.М. Раткин.
Первые цифры номера на килевой шайбе. 1997 г. Фото А.Г. Мартынюка
За предоставленные сведения музей благодарит В.В. Золотова и В.Р. Котельникова (оба - г. Москва)