Рабочая трибуна. 2009. 5 июня.
Священная долина
В прошлогодних публикациях Хилокского краеведческого музея по топонимике (науке о географических названиях) мы рассказывали о некоторых тайнах наших гор, лесов, источников. Но не меньше загадок осталось. Одна из них связана с главным названием нашего района – словом Хилок.
Часть 1. Красавица Хёлого-хатан
Все исследователи считают слово Хилок русским по происхождению. Появление его на географических картах некоторые связывают с прозвищем всесильных Сибирских воевод 17 века князей Хилковых. Мы можем гордиться: наша малая родина, скорее всего, носит имя потомков легендарного Рюрика. Однако, современное название – это русифицированная форма древнего сокровенного наименования реки, которое передаётся в отписках русских землепроходцев словами "Килка" и "Хилка".
Древнее название и привлекло наше внимание. Наши предки считали: только открыв истинное имя человека или явления, можно познать их суть.
Толкование названия реки Хилок (Килка) давно привлекало внимание учёных. Существуют три основных объяснения этого наименования: от эвенкийских слов «килгэ» - брусок, точильный камень, «хола» - река, берущая начало из озера, и от бурятского «хилэ» - граница. Нужно сказать, что все эти варианты неоднократно вызывали сомнения. На наш взгляд, главной ошибкой исследователей была попытка перевести название реки, искажённое на протяжении веков. Мы же решили обратиться к традиционному бурятскому наименованию.
В летописях хоринских бурят река упомянута в форме «Хёлго», а в преданиях она предстаёт под именем Белой (Светлой, Чистой, Священной) Хёлого-хатан или Хёлого-эжин. Обращение «хатан-госпожа» и «эжин – дух-хозяин местности» заставили нас отойти от традиционного историко-географического объяснения и обратиться к области религиозной. И здесь нас ожидали открытия.
Оказывается, слова, схожие по звучанию с названием нашей реки, есть во многих языках мира: хейлиг, хайлага, хейль, холи. И везде они имеют схожее значение - священное место, храм, священный знак. Учёные считают, что такие понятия берут своё начало в едином древнем праязыке всех народов, существовавшем несколько тысяч лет назад. Древнейший корень «хё» означал «жертвоприношение», и все слова с этим корнем носили священный характер.
Подтверждают этот вывод и языки, формировавшиеся на наших территориях: эвенкийский, бурятский, тюркский.
В эвенкийском и бурятском словарях можно найти почти одинаково звучащее слово: «хола(н)га» и «холо(н)го». И значение оно имеет одинаковое – радуга, сияние, ореол. Но в древности радуга считалась священной дорогой духов, соединяющей разные миры.
В якутском языке (тюркском по происхождению) также есть слово по звучанию знакомое хилокчанам. Холлогос – так именовался кумысный сосуд, использовавшийся в обрядах. Предполагают, что символизировал он мифическое молочное озеро – озеро счастья и изобилия.
Но самое близкое слово мы находим в шаманских обрядах. «Хойлго» - так в бурятском шаманизме именовался обряд принесения в жертву лошади на могиле умершего. Этот конь, именовавшийся тоже «хойлго» должен был переправить душу умершего в иной мир. Ещё в 19 веке у некоторых народов сохранялся этот обряд и сопровождавшие его слова: «Нужен для него добрый конь, которого нет в нашем крае. Такого коня надо искать на вершине четырёхсторонней гладкой недоступной не только людям, но и птицам горы, где пасутся три чёрных коня… Оседлав чудного коня золотым седлом, ты быстро сядь на него и пускайся в путь…» А путь лежал в царство мёртвых, в мир предков, который во многих языках именовался «Хель».
Но кто же тогда наша красавица Хёлого? В древней мифологии существовали предания о Хозяйке мира усопших. В одних сказаниях она предстаёт безобразной старухой, стерегущей селения мертвецов. В других – появляется в облике прекрасной женщины, одетой в белоснежное платье. Она бережёт души младенцев, одаряет счастьем и богатством достойных. Видимо, в таком облике она и стала «Хёлого-хатан». Но страшна была Хозяйка для грешников, забирая и карая их души.
В этих представлениях отразилось двойственное отношение наших предков к смерти. Смерть страшна и трагична, но она не считалась вечной. В царстве смерти зарождались новая жизнь и обновление мира. Умершие становились духами гор, рек, урочищ, возрождались в своих потомках. Поэтому почитание духов предков совмещалось с молитвами о плодородии земли и скота, о здоровье и благополучии, о торжестве жизни. И Хозяйка иного мира имела поэтому два облика: владычицы смерти и покровительницы жизни.
Подводя итоги нашему путешествию в область языкознания и мифологии можно сделать следующие выводы. Наша река Хилок – древняя Хёлого – была, скорее всего, «шаманской» рекой, связанной с почитанием духов предков. Хранила Хёлого души умерших и заботилась о живых, приходивших на её берега. До тех пор, пока люди следовали закону, установленному традицией.
По иронии судьбы, последние годы долина Хилка с выжженными и вырубленными лесами, загаженными источниками, свалками мусора, частым запахом гари и тусклым солнцем, действительно, напоминает мёртвое царство. Это мы сделали её такой. Теперь пожинаем страшные плоды разрухи, болезней, безвременных кончин, семейных несчастий. Восторжествовала смерть. Священное место не терпит надругательств и карает за них. И это не сказки.
Давно уже доказано, что древние легенды, мифы, традиции – не фантастические выдумки. Это особая форма устной передачи сокровенных, глубинных знаний об устройстве мира, о человеческой психике, о законах взаимодействия людей и природы, о могучих силах Вселенной. Современные научные исследования только подтверждают этот вывод.
Так какие же тайны хранят древние святилища Хёлого-хатан?
С. Петрова