Рабочая трибуна. 2009. 9 июня.
Священная долина
В первой части статьи мы попытались доказать, что происхождение названия нашей реки Хилок (Хёлого) связано с древним культом предков. Берега реки были территорией древних святилищ и требовали особых норм поведения, особого состояния души от каждого, кто проникал в долину.
Часть 2. Святилища души
В 1991 году на скале Гыршелунский камень возле города Хилка читинским археологом М.В. Константиновым были обнаружены петроглифы – древние наскальные изображения людей и животных. В Забайкалье они встречаются довольно часто, но на территории нашего района были найдены впервые. Затем, в 1995 году были замечены изображения на горе Улан-Хада возле реки Арей. Около 50-ти фигур животных нашли пристанище на этой скале. Вместе с ними изображены 6 человеческих фигур и 2 шамана. Эти рисунки были созданы на рубеже каменного и бронзового веков в 4-3 тысячелетиях до нашей эры.
В 2008 году на Гыршелунском камне работниками Хилокского музея были найдены новые изображения людей и птицы. Их оставили кочевники-скотоводы загадочной культуры «плиточных могил», распространённой в Забайкалье в 1 тысячелетии до нашей эры. Рисунки, по мнению исследователей, являлись и записью молитв, и заклинательными знаками, соединявшими земной мир и мир духов.
О наличии других древних святилищ свидетельствуют многие географические названия района. Около трети наших наименований имеют религиозное происхождение. Среди них: Арей, Энгорок, Хилогосон, Харагун, Гыршелун, Жипхеген, Харчетой, Закульта, Шаман, Цаган-Хуртей, Бугутуй, Амбон, Улан-Хада и многие другие. Поэтому нам необходимо знать, что места, связанные с религиозным культом (в науке иеротопии их именуют сакральными пространствами) располагались всегда на особых территориях.
Шаманской, запретной для постоянных поселений считалась в древности долина Арея. Скалы Улан-Хады с ритуальными рисунками стояли стражем этих территорий. Но если мы посмотрим на современную геологическую карту этих мест, то увидим, что они покрыты целой сетью геологических разломов, а, значит, и глубинных излучений. Увидим и небольшие выходы радиоактивных пород, долговременное воздействие которых небезопасно. Это одна из причин шаманских запретов. Но есть и другая сторона. Верховья шаманских рек всегда считались дорогой к Небожителям. Может, не только силы Земли там выходят на поверхность, но можно соприкоснуться и с Небом? Поэтому приходить в такие места разрешено было только тем, кто подготовил себя к встрече с неизведанными силами. Это было необходимо, прежде всего, для безопасности самих людей.
Сейчас общеизвестно, что древние святилища возникали в местах, проникнутых до сих пор малопонятной энергетикой, излучениями, оказывающими огромное влияние и на психику, и на физическое состояние человека. Именно поэтому посещение их часто ограничивалось целым рядом запретов и обычаев. Некоторые учёные предполагают, что энергии священных территорий усиливают внутренние энергии человека. И если в святилище приходит человек, не очистившийся от дурных мыслей и наклонностей, то многократно усиленные силы злобы, зависти, стяжательства обрушиваются на него самого. Болезни и несчастья - закономерная расплата за осквернение « территории Духа». И наоборот: человек, очистивший свою душу покаянием, несущий добро и благородные намерения получал в дар великие силы, здоровье и удачу в делах.
Священные территории никогда не были многонаселёнными. Слишком высокие требования предъявляли они человеку. Кто-то уходил сам в более безопасное место, кто-то погибал или умирал от болезни, кто-то терял человеческий облик. Но всегда были те, кто находил в себе силы жить по законам Духа. Именно они становились хранителями святынь. Они есть и сейчас, хотя сами, наверное, и не подозревают об этом. Это те, кто по-настоящему любит и бережёт родную землю, кто никогда не променяет её на большой город, богатство, чины. Но их голос почти не слышен.
Тогда возникает вопрос: нужно ли нам знать священные территории? Может лучше сохранить эти места в тайне и не пускать туда одичавшего современного человека? Однако важнее другое… Высшие силы не нуждаются в нашей защите. Они карают святотатство, корысть, себялюбие страшнее любого человеческого суда. Это нам нужна их сила, сила Духа.
А ещё мы нужны нашей матери Земле. По древним представлениям только человек может соединить физический и духовный мир. Только через него может быть одухотворена и преобразована дикая необузданная природа. Христианские святые подвижники говорили: Господь даровал землю человеку, чтобы тот вернул её цветущим садом. В буддизме животные и птицы внимают священным проповедям, и даже духи преисподней становятся служителями Будды, карая грешников. А выдающийся мусульманский философ-мистик Инайят Хан утверждал, что святое, намоленное место становится живым существом. Может быть, таким существом была и наша Хёлого-хатан? Тогда как же она должна к нам относиться?
Внимательные исследователи всегда отмечали относительную малонаселённость долины Хилка, по сравнению с соседними долинами. И сейчас деградируют и вымирают наши посёлки. Только ли в политике и экономике тут дело? Может это ещё и расплата каждого из нас за неуважение «земли Духа», за состояние собственной души?
Можно верить, можно не верить изложенным фактам. Очевидно одно: равнодушие к родной земле, забвение истории, осквернение священного никогда не остаются безнаказанными.
Но родная ли нам эта земля? Ведь подавляющая часть населения района – переселенцы из других мест. Мы можем выступать в защиту святилищ, но какое нам дело до древних могил и здешних духов предков? Оказывается не всё так просто. Археологические открытия 20 века приоткрыли некоторые тайны загадочного населения Забайкалья – предков любого из нас.
С. Петрова