Согласно отчёту майора Рябинина, машина падала под углом 70-75 градусов в положении вверх колёсами. Если учесть наклон горы, то касание с поверхностью было близко к перпендикуляру, и об этом же свидетельствуют крайне малые размеры поляны на месте катастрофы. Яснее всех в 2010 году охарактеризовал ситуацию читинец Дмитрий, побывавший на месте катастрофы: «Самолёт тут просто воткнулся!»
Положение самолёта Б-25Ц перед падением. Реконструкция автора.
Одно из косвенных свидетельств силы удара – лопнувшая 10-мм стальная плита бронеспинки пилота. Август 2008 г.
Данный предмет позднее украден неизвестными мародерами *.
Но не все 8 человек, находившиеся в самолёте, погибли при ударе о землю. Вероятно, кто-то упал на деревья, смягчившие падение. Так, очевидец Н.С. Кряжев видел отползшего в сторону человека. Наконец, существует фото с надписью, которую, по словам экспертов, нацарапал на обшивке сам Герой Советского Союза В.И. Артамонов: «Погибаем, ни что не зделаем, песал Артамон...». Грамматические ошибки свидетельствуют о шоковом состоянии автора надписи **
Кусок обшивки с надписью был вырезан участниками экспедиции 1984 года, но по халатности оказался утраченным. Фото Ю.В. Емелина
Тем, кто изучал историю катастрофы и задался законным вопросом – почему при таком жёстком столкновении с землёй на самолёте не взорвались баки с горючим – напоминаем Техническое описание Б-25Ц:
Фрагмент страницы 15 монографии В.Р. Котельникова «Бомбардировщик В-25 Митчелл»
Майор Рябинин, лётчик-инструктор по пилотированию 30 бомбардировочной дивизии, базировавшейся в с. Бада, при определении обстоятельств падения не ошибся и не действовал по заданию СМЕРШ или НКВД. Подтверждается это положением плоскостей самолёта, находящихся на тех же самых местах, что и в 1945 году.
На прилагаемом чертеже проекций Б-25Ц (см. вид сверху) на правой консоли красным цветом отмечены 2 патрубка, подобных которым больше на машине нет.
Проекции самолёта
Крыло с патрубками находится в западной части поляны. Осенью 1996 года оно было повреждено, но места патрубков сохранились и служат сверхнадёжным доказательством того, что это именно правая плоскость. Если машина подлетала с западного (на схеме Рябинина показано юго-западное) направления, а правое крыло оказалось в северо-западной части поляны, то это возможно лишь в случае падения самолёта вверх колёсами.
Схема расположения обломков самолёта Б-25Ц в 1945 году.
Изуродованная правая плоскость справа вверху на заднем плане. Фото 2011 г.
Фрагмент правой плоскости с патрубками. Фото 2010 г.
Левое крыло в 1945 году было почти целым. Сейчас от него осталась законцовка консоли с выгоревшей на солнце звездой.
Остатки левой плоскости. Фото 2008 г.
* Помимо того, что место катастрофы охраняется государством, как всякое воинское захоронение, похищение отсюда предметов с целью получения выгоды наказывается и по кармическим законам.
** Если это не злая шутка позднейших «любителей сувениров», так как на обломках красуется не одно разнохарактерное сообщение недавних лет.
Исследование произвёл В.Ф. Петров