Все знакомящиеся с историей катастрофы, случившейся под Хилком в 1944 году, задаются вопросом – почему всё-таки упал прекрасно оборудованный по тем временам самолёт?
Загадочно само по себе его отклонение от маршрута «Чита – Улан-Удэ», но по этому поводу мы уверенно ничего сказать не можем. Зато по причинам падения есть несколько предположений.
1. Общие:
а) Самолёты всегда падали и, к сожалению, будут падать. Не всегда возможно устанавить причины катастрофы, поэтому в отчётах указываются наиболее приемлемые.
б) Виноваты, как принято говорить, «плохие метеоусловия и сложный рельеф местности».
в) Истинные причины установлены, но хранятся под грифом «секретно».
2. Частные (народные):
а) Версия читинского авиатора о защитных «сетках»-щитах на двигателях, которую озвучил А.И. Лыцусь, а также слух о неработающих моторах, основательны лишь отчасти. В момент удара о землю левый винт вращался, о чём свидетельствовали его загнутые лопасти (см. фото ниже).
На что была способна данная машина при остановке одного из двигателей, говорит выдержка из опубликованной нами оценки Б-25:
Фрагмент страницы 30 монографии В.Р. Котельникова «Бомбардировщик В-25 Митчелл»
На нашем Б-25, действительно, отказал правый мотор, так как лопасти его винтов остались прямыми при незначительной деформации.
Это доказывается фотоснимками и другими фактами – например, одной из прямых лопастей правого винта до 1996 года подпирали памятник, когда он наклонился под влиянием ветра.
Лопасть винта правого двигателя держит Сергей Заяшников, участник комсомольской экспедиции. Нач. 1980-х гг. Фото В.И. Котельникова?
Копия шутливой надписи на одной из прямых лопастей.
Гец А.Д. – бортовой техник самолёта. Зарисовка автора по рассказам очевидцев.
Левый двигатель самолёта. На загнутой лопасти сидит участник комсомольской экспедиции Евгений Болдырев. Нач. 1980-х гг. Фото В.И. Котельникова?
3. Обледенение самолёта.
На самом деле все модели Б-25 оборудовались надёжным антиобледенителем «Гудрич», а сентябрьские температуры на так низки, чтобы вызвать критические изменения, даже при выходе данного оборудования из строя.
4. Версия автора:
По сведениям, на картах Военно-воздушных сил этот район отмечен, как запретный для полётов. Кроме того, компасы в отдельных пунктах урочища «Самолёт» периодически показывают сумасшедшую аномалию *.
Наконец, судя по тому, что с вершин, на которых упал самолёт, стекают две речки, носящие название «Косурка», данная местность выделялась древними людьми, как особая энергетическая зона **. Всё это подтверждается многочисленными фактами потери людьми ориентации и последующим выходом из урочища «Самолёт» в Баду, Зурун, Глинку, Энгорок ...
Прямых доказательств аномалий в районе высоты 1508 у нас нет (материалы авиаторов недоступны по причине секретности), хотя на листе карты м 1:100 000 системы координат 1963 года с точкой падения Б-25Ц, указано западное магнитное склонение более 6 градусов.
По-видимому, с неверными показаниями компаса связана неточность с ориентировкой «север-юг» схемы майора Рябинина.
Схема 1945 г. майора Рябинина (левая часть). Копию предоставил А.И. Лыцусь
Автор побывал на месте катастрофы 14 раз (20 дней) и регулярная съёмка азимутов давала разные результаты вплоть до невероятных. На прилагаемой схеме все погрешности за многолетний срок наблюдений учтены и сверены с крупномасштабными картами и космическими снимками Google.
Прямоугольные координаты места катастрофы. Получены в ходе многократного повторного ориентирования с 1988 по 2014 год.
Совпадают с космическими снимками Google и крупномасштабными топографическими картами. Рис. автора
* В декабре 1995 года из Южно-Сахалинска в Хабаровск летел пассажирский самолёт Ту-154 и потерпел катастрофу в Тернейском районе Приморского края возле горы Бо-Джауса. Причём машина якобы вошла в штопор и врезалась в склон в положении вверх колёсами. Местность считается аномальной и здесь произошло не одно трагическое авиапроисшествие (по материалам Интернета).
** Места, где компасы «врут», в данном урочище непостоянны. Очевидно, это признак «дыхания» планеты – вариаций (суточных, вековых) магнитного склонения в виде магнитных бурь и т.п.
В.Ф. Петров