Zast13

Церкви и религии на территории района в начале ХХ в.

Рабочая трибуна. 1994. 3 мая

Из архива районного музея

ДЕЛА ЦЕРКОВНЫЕ

Как уже известно читателям, Забайкальскую железную дорогу строили люди разных национальностей и вероисповеданий. Для совершения некоторых религиозных обрядов первостроители вынуждены были уезжать на значительные расстояния. Рабочие 6-7 участков тратили массу времени, добираясь на лошадях до Петровского Завода, Николаевского или до самой Читы. Поэтому сразу же пришлось подумать о культовых сооружениях непосредственно на участках. Из-за подавляющего числа верующих украинцев, русских, белорусов в первую очередь началось возведение православных храмов.

На ст. Хилок 20 июля 1897 года* намечалась торжественная закладка церкви «во имя Святителя Николая и Святой царицы Александры». ХИЛОКСКАЯ НИКОЛО-АЛЕКСАНДРИНСКАЯ (встречаются окончания -ровская и -рийская) церковь строилась на средства, пожертвованные «супругою генерал-майора госпожою Кукель»….

Церковь в Хилке была открыта до 30-х годов**, а затем в здании со снятой колокольней помещались различные учреждения. Начавшийся 20 февраля 1973 года пожар уничтожил последнее культовое сооружение, оставшееся во всей округе. Приезжающие в Хилок люди, поднявшись с виадука, могут видеть на месте, где стояла церковь, мемориал в честь Победы***.

Немного позже, чем в Хилке, стали строить православный храм на ст. Могзон, причём работы велись на средства «фонда имени Императора Александра III». До наших дней сохранилось предписание иргенскому миссионеру иеромонаху Павлу освятить 28 сентября 1898 года закладку этого храма. А уже 10 декабря 1900 года состоялась торжественная служба по случаю освящения его «во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла». Фактически же МОГЗОНСКАЯ ПЕТРО–ПАВЛОВСКАЯ (встречается форма – «Петропавловская» церковь) стала действовать с сентября 1900-го, хотя внутренняя отделка была завершена только в ноябре 1901 года.

ОБЕ ЭТИ ЦЕРКВИ ЯВЛЯЛИСЬ ПРИХОДСКИМИ, то есть каждая объединяла живущих поблизости православных в свою общину верующих. Кроме того, в одну только Николо-Александринскую приезжали люди издалека – из Бичуры, Малеты, Байхора, Коротково и др. мест, несмотря на то, что в низовьях Хилка и по Чикою имелись свои православные храмы.

На содержание Хилокской и Могзонской церквей выделяло средства Управление Забайкальской дороги, поэтому они именовались «железнодорожными». В каждой по штату полагалось иметь священника и псаломщика. До наших дней в Государственном архиве Читинской области сохранились ведомости этих двух церквей за 1911 год. Из них можно извлечь массу интересных фактов. Например, в то время священниками были: в Хилке – Симеон Гаврилович Телятьев (занимал эту должность с 7 августа 1901 года), а в Могзоне – Николай Васильевич Мищенко (с 4 сентября 1900 года). Обязанности псаломщика исполняли: при Хилокской церкви – дьякон Михаил Иванович Орлов (с 1909 г.) и при Могзонской – священник Павел Иннокентьевич Сибиряков (с 1911 г.).

Священно- и церковнослужители имели квартиры в отдельных (железнодорожных) домах. В Хилке отец Симеон и дьякон жили в здании, на месте которого сейчас размещается контора НГЧ****. Жалованье служители культа получали такое – священник 1200, а псаломщик – 600 рублей в год.

На территории района, кроме того, имелись две так называемые приписные церкви - в Хушенге Алексеевская и в Хилке на кладбище – Богородице-Владимирская. В них не было постоянных служителей и серьёзные обряды (не все!) совершались приезжавшими откуда-то священниками – чаще всего по-видимому отцом Симеоном. Позже обе этих небольших церкви были разобраны. По рассказам, брёвна с кладбищенской Богородице-Владимирской были употреблены на строительство или ремонт одной из рабочих столовых ст. Хилок.

На 1911 год в районе существовала, согласно ведомостям, всего одна часовенка, стоявшая в сквере станции Хилок. Вместо неё несколькими годами позже на том самом месте выросло каменное здание вокзала. В то же время в областном архиве не нашлось упоминания о существовании в Хилке на горе Крестовухе часовни с иконой «Вознесение», будто бы построенной в честь посещения станции князем Хилковым.

Как же в те годы посещались храмы? Вопрос очень актуальный в связи с повальным увлечением многих наших соотечественников всем, что связано с религией. Прискорбно, что такие серьёзные вещи стали попросту модными. В конечном счёте, дело далеко не в количестве посещений церкви, а в постоянном следовании человека вечным духовным ценностям, которые изначально заложены в любую, наверное, религию.

В 1911 году прихожанами Хилокской Николо-Александринской церкви числились (без жителей Хохотуя и Толбаги, ныне не входящих в наш район) всего 633 человека. Хотя согласно переписи 1910 года только в одном Хилке православными себя назвали 3011 жителей!!

Могзонская Петро-Павловская церковь приход имела гораздо больший – 2012 человек. Но существование такой цифры требует своего объяснения. Например, отец Симеон и отец Николай могли иметь разные критерии при зачислении человека в прихожане. Также следует учитывать, что в те годы население восточной части района значительно превосходило по численности западную. Например, хотя в Могзоне насчитывалось всего 1608 жителей против 3238 в Хилке, зато в Харагуне 492 против 156 в Баде, в Тайдуте 344 против 110 в Гыршелуне, и т.д., а кроме того, была масса разъездов, казарм, будок, и населённые пункты, не входящие ныне в Хилокский район.

Наконец, несколько слов о том, как исполняли религиозные обряды представители иного вероисповедания. Местные буряты ездили в дацаны, за которыми были закреплены, на север – в Худанский, Чесанский, Эгитуевский, а также, возможно, на запад и юг, в Тугнугалтайский, Хохюртайский и Тарбагатайский. К тому же регулярно использовались имевшиеся в районе святые места.

На 1910 год в одном лишь Хилке проживало 99 католиков и лютеран, 44 иудея и 18 «магометан». Наверняка многие из них ездили в Читу, где были и костёл, и еврейская молельня, и мечеть. Из воспоминаний старожилов известно, что хилокские поляки-католики для своих служб снимали школьные и другие большие помещения и даже привозили орган, а по праздникам к ним приезжал ксендз.

В районном краеведческом музее накоплено достаточно много информации по истори религиозного вопроса в районе. Однако ещё предстоит дополнительная работа в архивах и встречи со старожилами. Надеемся, что решение о закладке часовни в Хилке подтолкнёт людей на помощь в розыске интересных фактов.                                                                                                                  

В. Петров

Примечания

Все даты в статье даны по старому стилю

 

*          Срок был перенесён на 1(13) августа.

**         Информация 1994 года. На самом деле церковь расформировали, по дружным заверениям старожилов, в 1927   году.

***       В настоящее время здесь находится также и Князе-Владимирский православный храм.

****     На 2024 год на этом месте в доме № 1 по ул. Калинина управление делами городского поселения «Хилокское»

 

Группа ВКонтакте

Рейтинг@Mail.ru