Забайкальская магистраль. 1998. 23 октября.
В восьми верстах восточнее Толбаги
Забайкальскую железнодорожную магистраль строили очень быстрыми темпами. Открытие земляных работ произошло 23 апреля (5 мая) 1895 года возле посёлка Городищенский Митрофановской станицы. А укладка рельсовых путей с восточной стороны началась, как сказано в «Отчёте по постройке Забайкальской железной дороги», от «станицы Митрофановской… с конца 1896 года». После сильнейшего наводнения 1897 года, уничтожившего многое из уже выполненного, укладка с востока возобновилась в начале 1898 года.
С западной стороны, от Мысовой, рельсы стали класть с мая 1899 года на готовое к тому времени полотно. В общей сложности всем тем, кто участвовал в сооружении Забайкальской железной дороги, потребовалось пройти 1057 строительных вёрст, отсчёт которых вёлся от станции Мысовая (Мысовск) до станции Сретенск (Стретенск, в написании тех лет).
Наконец, в начале зимы 1899 года укладчики с двух сторон сблизились на минимальное расстояние и в районе станции Толбага 16 (28) декабря произошло соединение обеих веток магистрали. Таким образом, все работы в основном были выполнены на 1 год раньше срока.
Так выглядело торжество стыковки 16(28) декабря 1899 года. Копия фото из экспозиции Агинского краеведческого музея.
Данный снимок ошибочно называют "Приезд князя М.И. Хилкова на ст. Хилок" и т.п.
В Государственном архиве Забайкальского края хранится подлинный текст акта, составленного после церемонии стыковки. Вот как он начинается:…
«1899 года декабря 16 дня в два с половиной часа по Читинскому времени на 361 версте уложено последнее звено Забайкальской железной дороги после Благодарственного Господу Богу молебствия с провозглашением вечной памяти в Бозе почившему Императору Александру III и многолетия ныне благополучно царствующему Государю Императору Николаю Александровичу в присутствии нижеподписавшихся лиц…»
Далее следует перечень должностей и личные подписи всех присутствовавших при этом знаменательном событии. Среди них были: военный губернатор Забайкальской области Е.О. Мациевский, чиновник из Управления – помощник заведующего движением Волков, директор народных училищ области И. Михайловский, а также ещё четыре других чиновника из Читы, адъютант при наказном атамане Сидоров, начальники 5 и 6 строительных участков из Петровского Завода и Хилка – инженеры Лесневский и Малевский, начальники станций Хилок и Бада – Горайский и Овчинников, и 6 начальников строительных дистанций.
Кроме лиц, занимавших командные должности, акт подписали люди званием пониже – хозяйственные агенты, машинисты паровозов, чертёжники, кондукторы, стрелочники, дорожные мастера, проводники и т.д. И одна женщина-телеграфистка Грабовская. Встречаются подписи без указания званий. В самом низу списка отмечено, что на церемонии стыковки присутствовали 22 неграмотных бурята, 16 неграмотных рабочих Забайкальской области и 21 человек других губерний. Всего в списке указан 121 участник события (двое людей поставили свои подписи дважды).
Генерал-майор Мациевский после завершения стыковки отправил министру путей сообщения князю М.И. Хилкову депешу, на которую 18 (30) декабря получил ответ: «18/ХII № 274821. В Читу из Петербурга. Телеграмма вашего Превосходительства с выражением верноподданейших поздравлений всего населения Забайкалья по поводу окончания укладки Забайкальской железной дороги, мною верноподданейше доложена Государю императору, причём Его Императорскому Величеству благоугодно было начертать: «Прочёл с истинною радостию и благодарю за пожелания и чувства». Министр путей сообщения Хилков».
Место встречи строителей находилось почти посередине 21-вёрстного перегона между станцией Толбага и остановочным пунктом Хохотуй. Зимой 1899 г. там, вероятно, находились бараки временных рабочих, которые должны были сохраниться ещё с 1896 г., когда здесь появился рабочий стан подрядчика Ермолаева.
Итак, нам известно, как отметили точку соединения в единое целое величайшей в мире железнодорожной магистрали. Однако в скором времени на ст. Толбага появилась многим знакомая часовенка «Во имя Архангела Михаила», которую можно увидеть и сейчас. По досадному недоразумению, почти повсюду, начиная с «Путеводителя по Восточно-Сибирской железной дороге» 1901 года, встречается зеркальный фотоснимок часовни (см. Фотоснимки А.К. Кузнецова). Приятно считать, что эта часовня поставлена именно в честь знаменательного события – стыковки нашей дороги. Отсюда идёт также несколько неточное мнение о самом месте данного события, каким иногда стали называть станцию Толбага.
В начале века в одних изданиях отмечается, что часовню возвели в ознаменование завершения прокладки магистрали, а в других – что в честь приезда в Забайкалье Михаила Ивановича Хилкова. По-видимому, верно и то и другое, так как часовню посвятили именно Михаилу, и соорудили её неподалёку от места соединения отрезков Забайкальской дороги.
На самом деле стыковка произошла 8-ю верстами восточнее. Толбага в то время находилась на 353-й строительной (337 эксплуатационной) версте, а место стыковки – на 361-й строительной (345-й эксплуатационной) версте. Позднее поблизости находилось три маленьких населённых пункта: Воскресенка, Зергентуй и Улунтуй, от которых остался лишь один жилой дом. С 1926 года и до сегодняшнего дня (с перерывами) это территория Хилокского административного района.
Долина у Воскресенки, где произошла стыковка. Фото из окна вагона. 2007 г.
Место стыковки строителей Заб.ж.д. на тарритории Хилокского района
В.Ф. Петров